Написать
Забронировать

Дом архитектора Мельникова

Во время прогулок по Арбату, невозможно не обратить внимание на уникальную цилиндрическую форму необычного жилого дома, контрастирующего с окружающей обстановкой. В 1929 году архитектор Константин Мельников построил дом-мастерскую -один из самых причудливых особняков Москвы, который огорожен деревянным забором и до сих пор притягивает внимание прохожих. Дом, состоящий из двух цилиндров -архитектурная легенда, памятник авангарда и мина замедленного действия, который стоил Мельникову карьеры.


Содержание статьи:

  • Автор проекта
  • Информация о здании
  • История создания
  • Проживание в доме
  • Экскурсии по дому
  • Уникальное наследие

Автор проекта

Константин Мельников – русский и советский архитектор с очень непростой судьбой, ставший всемирно известным, родился 3 августа 1890 года в бедной крестьянской семье. Константин Степанович стал архитектором в 1917 год, получив два высших образования на деньги инженера-изобретателя Владимира Михайловича Чаплина. В 1920-е годы на благо городского коммунального хозяйства создает проекты павильона «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года, павильона СССР на парижской Всемирной выставке 1925 года, Ново-Сухаревского рынка и стеклянного саркофага для мавзолея Ленина, а также знаменитых Бахметьевского и Ново-Рязанского гаражей. Имея мировую известность, большую часть жизни К.С. Мельников существовал в бедности. В Советском Союзе не было частной собственности, хотя К.С. Мельникову удалось построить собственный дом благодаря уму, новаторству и силе характера. 1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом выдающегося архитектора 20 века – К.С. Мельникова, лишенного в 1937 году права заниматься архитектурой.

Информация о здании

1920-е годы - период авангарда в архитектуре, государство щедро вознаграждало за новаторские проекты, также организовывались архитектурные конкурсы для участия архитекторов и реализации своих талантов.

Основной чертой архитектора Мельникова считалось смелое получение необычных фигур, например, Бахметьевский гараж, где располагается Еврейский музей.

Константин Степанович Мельников использовал идею проекта гаража при воплощении мечты о собственном доме без углов, обеспечивающего наибольшую жилую площадь, представляя собой заказчика, инвестора, инженера в одном лице. Цилиндры вступали в качестве модулей, объединенных не только в пару, но и в змейку или многолистник.

В 1927 году Мельников принимал участие в архитектурном конкурсе по проектированию клуба трамвайщиков — ДК Зуева - пять цилиндров, напоминали по форме трубы органа. Выиграл его друг Голосов с проектом из цилиндра, вписанного в объем прямоугольника.

Опытно-экспериментальное круглое здание планировалось в дальнейшем внедрить в секционные цилиндрические дома-коммуны.

История создания

После писем в 1927 году с просьбой выделить земельный участок в центре Москвы, архитектору власти предложили несколько бесплатных вариантов под экспериментальное жилье, Мельников выбрал участок в Кривоарбатском переулке и начал стройку за счет своих гонораров. Согласно сметы необходима сумма в 22,5 тыс. руб.

Весной и летом 1927 года после создания проекта и макета дома, архитектор согласовал их у городских властей. 1 сентября 1927 года началась закладка фундамента под два цилиндра из кирпича, дерева, стекла, штукатурки. Константин Степанович из-за нехватки денежных средств на стройматериалы добился эффективности кирпичной «сетки» с шестиугольными ячейками для экономии кирпича и планирования внутреннего пространства любым способом. В качестве перекрытий использовался тёс, уложенный на ребро вместо балок и стропил.

На участке размером 18х32 м общая площадь дома без прямых углов составила 232 кв. м. дополнительные несущие конструкции стенам здания не нужны, а каркас из сетки с 200 окнами в виде шестиугольных сот обеспечивал хорошую освещенность помещений. Мельников считал, что главная особенность дома достигнута за счет «равноценности и равномерности напряжения, света, воздуха и тепла». Распределение тепла и воздуха в доме происходит естественно, не встречая преград, поэтому не образуется тени. В результате пересечения объемов, как снаружи, так и внутри трехэтажного здания создавались различные пространства.

Проживание в доме

Нехватку денег архитектор решил с помощью кредита, ссуды под процент. Ипотека, полученная после строительства дома, выплачивалась ежеквартально до 1947 года. После окончания строительства экспериментального дома, Мельников хотел начать серийное строительство.

Если сравнивать жилье из традиционных материалов, например, с домом Наркомфина, построенного на год позже, то конкурентоспособный проект дома не пошел в серию, потому что наступило время с современным строительным материалом, как бетон.

В 1930-е годы начался гигантоманский период сталинской реконструкции Москвы. Приоритеты поменялись. В мастерской Моспроекта №7 Константин Степанович проектировал набережные, Наркомтяжпром, участвовал в конкурсе по строительству Дворца Советов. В 1936 году дочь Константина Степановича уехала из родительского дома. В 1938 году архитектору-авангардисту Мельникову запретили работать архитектором. Он чудом не попал в ГУЛАГ. Дом жилой площадью 250 кв. м. остался у семьи. Мельников без работы и денег искал подработки, в огороде на восьми сотках выращивал овощи для семьи. Константин Семенович по первому образованию был живописцем, поэтому стал писать портреты на заказ. Потом Мельникову была назначена мизерная пенсия.

Когда началась война в июле 1941 года в ходе бомбежки дом Мельникова пострадал, зимой второй и третий этажи не отапливали.

В 1950 году Константин Степанович сносит две перегородки на первом этаже и добавляет одну на кухне, чтобы две хозяйки: жена сына Виктора не сталкивалась с его матерью. Вместо одного шестиугольного окна на кухне сделали боковой вход для семьи сына. перепланировка без капитальной перестройки, поскольку заложенные ячейки можно было открыть и установить окно. Несущими были внешние стены цилиндра диаметром в десять метров, поэтому внутри можно было менять пространство, как угодно.

В 1960-х годах Виктор развелся и Константин Степанович сделал прежнюю планировку.

Экскурсии по дому

Заказчиками Мельникова являлось советское государство, Московское правительство и городские профсоюзы, однако архитектор оставался человеком старой закваски. Мельников строил дом для своей семьи: в 1929 году вместе с женой было двое детей-подростков. Объект всегда интересовал не только архитекторов и специалистов, но и простых людей. Со стороны дом кажется по-конструктивистски неуютным из-за минималистичной формы.

Однако внутри это ощущение пропадает. Мельников задумал архитектурную планировку дома по принципу восхождения земных потребностей к высшим, как в пирамиде Маслоу. Первый этаж с кухней, ванной комнатой, гардеробной и столовой с деревянными полами, в центре которой стоит большой стол под зеленым абажуром, освещающим пространство, о старинном укладе здесь напоминают дубовый шкаф, венчальные иконы и свечи в киоте, установленном в углу, не смотря на борьбу с религией в 1920-х годах.

В помещениях других этажей цилиндрической конструкции отчетливее видится авангард, но ощущение уюта не исчезает. На втором этаже расположены гостиная и «золотая спальня» с аскетичной обстановкой, состоящей из кроватей-подиумов- двуспальной — для родителей и одинарными для детей в пространстве, разделенном перегородкой, было много света. Пол со стенами и потолком спальни были выкрашены в один цвет. На самом верхнем этаже рабочее пространство для творчества. В доме- усадьбе с задним двором и огородом Мельников применил разработанную калориферную систему отопления и вентиляции здания, создал оригинальный переговорный аппарат с посетителями дома.

Уникальное наследие

К.С. Мельников с семьей жил в доме с 1929 года и до смерти в 1974 году, потом до 2006 года проживал его сын художника Виктор Мельников, а на сегодняшний день дом на три четверти принадлежит государству. Последняя четверть в равных долях принадлежит двум внучкам архитектора — дочерям Виктора Константиновича Мельникова.

В 1990-х годов дом был закрыт в связи с проведением реставрации здания. Специалисты провели проверку тепловизором данных стен и фундамента, в ходе обследования установлено, что здание сохранилось в прекрасном состоянии. Таким образом, трещины, которые видны за счет технологии не влияют на конструкцию сооружения. Директор государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева рассказал, что, если дом Мельникова станет государственным, то решение проблемы поможет обеспечить ему долгую жизнь. 28 ноября 2023 года было получено разрешение министерства культуры российской федерации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. Дом Мельникова – единственное здание России включен в список 150 уникальных домов мира.

Адрес: Москва, ЦАО, Кривоарбатский пер., дом 10

Смоленская (Арбатско-Покровская линия)

Чтобы найти особняк, необходимо с Арбата свернуть к стене Цоя, пройти вдоль нее до конца и выйти к Кривоарбатскому переулку.

На экскурсии в дом Мельникова формируются группы из 5 человек. График работы музея: вторник, четверг 13:00 - 21:00; по средам, пятницам, выходным посетителям. На официальном сайте музея предлагается купить билеты в 11:00 - 20:00.

ru en